Гузаль МАМАТОВА, независимый исследователь (PhD), Ташкентский финансовый институт |
Стремление к академическому обучению является ключевым значением обществ с момента эволюции человечества. Это непрерывный процесс, направленный на то, чтобы привить учащимся практические академические знания, соответствующие потребностям конкурентного рынка, с использованием самых современных инструментов и методов. Принимая во внимание, что высшее образование является основной платформой, которая готовит выпускников к практической роли в сферах экономического, медицинского, технического и промышленного роста. Большая часть образовательной инфраструктуры развитых стран соответствует современным технологиям и извлекает выгоду из этого для улучшения академической базы. В современном мире наблюдается четкая концентрация на развитие современной образовательной среды.
В данной статье рассматривается, как стандартное образование, которое появилось как Образование 1.0, в исторической перспективе, так и его новейшая форма — образование 5.0. Оно высоко ценится за его соответствие современным потребностям бизнеса и интеграцию с промышленным технологическим развитием. А также на основе обширного обзора литературы рассматривается внедрение в рамках Образования 5.0 концепции Университет 5.0 как в развитых, так и в развивающихся странах. Образование должно обеспечивать увлекательную и интерактивную среду обучения с использованием последних достижений промышленной и технологической революции, таких как искусственный интеллект, робототехника, машинное обучение и аналитика данных.
Университет 5.0 — это интегрированный новостной, информационный, исследовательский и консультационный ресурс, который исследует, каким образом онлайн образование коренным образом меняет высшее образование. Его миссия состоит в том, чтобы внести свой вклад в национальный и международный разговор о плюсах и минусах онлайн образования в высшем образовании и консультироваться с соответствующими заинтересованными сторонами в их усилиях по эффективному реагированию на меняющуюся среду в высшем образовании.
Под термином «Университет 5.0» подразумевается цифровой кибер-безопасный исследовательский университет цифровых смарт экосистем, который объединяет в себе мультидисциплинарную научно-исследовательскую деятельность, высшее образование, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой сфере, послевузовскую подготовку научных и научно-педагогических кадров по соответствующим специальностям новой (предлагаемой) мультинаучной сферы «Цифровая экосистема, ее инфология (наука о информации) и математика», продуктивную модель инновационного развития с отлаженной системой трансфера и коммерциализации инноваций, защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
На сегодня концепцию Университета 5.0 в Узбекистане также называют Цифровым университетом или «Умным университетом». Это связано с Образованием 5.0, которое развивается в рамках направления индустрия 5.0.
Согласно Указу Президента Республики Узбекистан «Об утверждении концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» развитию университетов уделяется большое внимание. К примеру, в Национальном университете Узбекистана создали Центр развития нанотехнологий, Институт физики и микроэлектроники, а также Институт биофизики и биохимии.
Модель университета 5.0, уже начинают поэтапно внедрять в стране. Университет будущего является моделью коммерциализации образования, науки, инноваций и исследований. Например, вузы могут открыть специальный технопарк, проводить научные исследования и коммерциализировать свои разработки. Тогда можно будет обеспечивать выпускников не только образованием, но и реализацией получаемых знаний.
Где мы находимся?
Хотя некоторые даже отважились поговорить об индустрии 6.0, мы считаем, что важно понимать, где мы находимся, откуда мы пришли, и правильно определить, как мы собираемся делать обоснованные прогнозы и уверенно внедрять инновации.
С момента своего появления около 500 лет назад университеты пережили четыре основных поворотных момента: развитие институтов, предоставляющих землю, которые сочетали обучение практическим искусствам с гуманитарными науками в середине 19-го века, появление исследовательского университета и рост профессиональной подготовки в конце 19-го и начале 20-го веков, а также расширение доступа к гораздо более широкому населению, включая женщин, в 1960-х и 1970-х годах. Каждый из этих сдвигов резко изменил ландшафт высшего образования. И в каждый период одни институты процветали, а другие приходили в упадок.
На сегодняшний день Узбекистан в пути цифровой трансформации. В Ташкенте реализуются пилотные проекты по внедрению систем «Умный город» и цифровизация во всём и везде.
Внедрение ИКТ и цифровых технологий является одним из приоритетов последовательного социально-экономического развития Узбекистана. Цифровые технологии являются эффективными средствами достижения качественных реформ в экономической и социальной жизни. Логическим продолжением данной работы является Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года «Цифровой Узбекистан —2030», Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы и Стратегия развития искусственного интеллекта в Республике. В большинстве вузов Республики Узбекистан уже внедрен ряд решений по модернизации образовательной деятельности, но качественного скачка в самом подходе к управлению вузом не произошло.
В Узбекистане уже открылись университеты будущего такие как Цифровые университеты, Smart Университеты.
Для чего нужна Узбекистану модель «Университет 5.0»?
Существующая модель «Университет 1.0» ограничивается только обучением. «Университет 2.0» — обучением и проведением научных исследований. «Университет 3.0» — Предпринимательский университет и «Университет 4.0» это цифровой университет. Университет 5.0 считается новой концепцией для мирового обучения, и оно сочетает в себе человеческий интеллект, искусственный интеллект, энергию облачных вычислений, человека-робота, работающего с большими данными, квантовые вычисления.
Поскольку технологии и академические институты работают параллельно для преобразования образования, развитие современных инструментов и методов также обновляется параллельно для повышения стандартов образования. Университет 5.0 это следующее поколение по сравнению с предыдущими четырьмя версиями. Все вовлеченные стороны, которые могут играть роль в обучении, такие как преподавательский состав, студенты и администрация, определяют основу Университета 5.0.
Данная концепция также включает повышение качества высшего образования посредством изучения общественного мнения и мнений работодателей, а также повышение качества программ высшего образования.
Основная задача совместного взаимодействия — шагать в ногу со временем, не отставая от изменений на рынке технологий. Интенсивное развитие и быстрая смена инноваций побуждает университеты заранее чувствовать грядущие изменения, встретить их во всеоружии и оперативно меняться самим.
Уровень цифровизации в вузах Узбекистана очень разный и практически нет решений, в полной степени покрывающих все бизнес-процессы университета в одну отлаженную систему с органично взаимосвязанными подсистемами.
Вузы стремятся к наращиванию цифровых сервисов и объединению ресурсов для повышения конкурентоспособности. Однако до сих пор нет единых стандартов соединения данных и сервисов, и это серьезно препятствует развитию.
Цель Университета 5.0 по трансформации как раз и заключается в сотрудничестве ресурсов для выработки единых механизмов и создания методологии цифровой трансформации. Успех цифровой трансформации, как правило, зависит от мощности кадрового потенциала, цифровизации образовательных услуг и развития цифровой инфраструктуры. Несомненно, Университет 5.0 станет катализатором роста качества образования.
Комплексное решение Университета 5.0 обеспечивает переход на цифровые рельсы всех основных и вспомогательных процессов вуза и связывает их в едином информационном пространстве.
Из вышеуказанного следует знать, что эта тема является одной из актуальных и ожидающих своего решения задач не только в Узбекистане, но и во всем мире.
Основная часть:
Прежде чем будем рассматривать концепцию Университета-5.0 обсудим что такое образование 5.0 и этапы развития образования такие как образования 1.0, 2.0, и 3.0, Образование 4.0 и 5.0 а также недалёкое будущее Образования 6.0, но это уже в следующих статьях.
На этом этапе было представлено видение будущего промышленной автоматизации, робототехники и интеллектуальных производственных изобретений, получившее название «Общество5.0», и разродившуюся концепцию «Промышленность 5.0» как развитие первоначальной идеи с повышением роли человека. И эта концепция связана с Образованием 5.0 и концепцией Университета 5.0 а это попытка обратиться к текущим цифровым преобразованиям и переходу к экологичности, а также стимулировать социальное измерение миссии университетов. (рис.1).
На рисунке показан процесс элементарной идеи с усилением роли человека и предложена общая характеристика развития университетов за несколько столетий. Развитие индустрии образования, начиная с 1.0, продолжается до 2.0, 3.0, 4.0 и недавно достигло уровня 5.0. Эта промышленная революция основана на цифровой трансформации, чтобы подготовить академический сектор к удовлетворению потребностей и требований быстрорастущих академических требований во всем мире.
Университет 1.0 был первой инициативой в отношении получения знаний через образование. Это начало профессионального, высшего образования и оно мировой источник знаний. Университет 1.0 это корпоративный университет, при нём идёт корпорация развития учителей и учеников.
Университет 2.0 дополнительно предложил учащимся методы, представив разработанные принципы оптимизации и улучшения качества и результатов. Исследовательский университет и его миссия исследовать компоненты в образовании. Университет 3.0 стал большой революцией, объединив телекоммуникационную отрасль и облегчив учащимся и учителям доступ к системам онлайн школ. Кроме того, это помогает учащимся делиться знаниями с другими учащимися, чтобы придумывать новые идеи с использованием самых современных технологий и инноваций. Оно и есть источник инновационного бизнеса — коммерциализация знаний. Университет 4.0 также является большим достижением в отрасли благодаря использованию современных технологий, робототехники, искусственного интеллекта, машинного обучения и анализа данных для иммерсионной и интерактивной среды обучения личностно-ориентированного, индивидуального, креативного, вариативного, творческого пространства как базиса индивидуального образования. Этап развития Университета 4.0 начался с эпохи смарт технологий, больших данных и т.д. Развитие концепции Университета 5.0 на сегодняшний день предполагает понятие «Цифровой университет» — сетевое модульное обучение в очном и заочном режимах с учетом имеющегося уровня цифровых компетенций. Это инновационный метод, который может вывести преподавательский состав, студентов, администрацию на новый уровень внедрения технологий в учебную среду. Процесс обучения устанавливается учащимся. Управляется и контролируется учащимся. Развитие нанотехнологий, нейросети, мета вселенной – это следующее поколение интернета, 5D печать, квантовые вычисления и новые технологии будущего.
С точки зрения единого университета, микроуровень будет касаться оптимизации процессов исследований и инноваций. На высоком уровне мы можем предположить анализ инновационной экосистемы, в которой расположен университет, также включая территориальные особенности, в его рамках будет развиваться сотрудничество.
В терминах Университета версии 5 этот многоуровневый путь по-прежнему очень актуален для состояния Образования 5.0 на пути к индустрии 5.0 и Обществу 5.0.
В научных исследованиях был проведен подробный обзор литературы, предоставляющий возможность более эффективно применять разработки «Университета5.0» в отечественной академической среде.
По мнению Шон Картон высшее образование находится в движении и «если вы понимаете реалии высшего образования сегодня, то вы готовы совершить скачок к этапу, который мы любим называть «Университет 5.0». А также высшее образование находится в непрерывном движении и университеты будущего должны быть подотчетными для конкурентоспособности, ориентироваться на ценность, быть интерактивным и основанным на реальности, а также быть гибкими и личностно-ориентированными. Сегодняшние абитуриенты ожидают реальной связи со всеми, кто с ними взаимодействует.
По исследованиям Маниш Сабхарвал и Шантану Руж всемирная пандемия и Covid-19 это серьезный удар по массовости высшего образования. Но эта трагедия — возможность переосмыслить университетскую систему. Одни считают, что эта трагедия возможность переосмыслить финансирование, предоставление и возможность трудоустройства высшего образования и создать Университет 5.0. По их мнению, Университет 1.0 управлялся религиями, Университет 2.0 был разработан государством, Университет 3.0 был основан на благотворительности и Университет 4.0 в основном был реализован физически в красивом кампусе с мудрецом на сцене. Проблемы с этими прошлыми моделями включают финансирование. Исследования показывают, что Университет 5.0 должен быть разработан с учетом того, что у наших родителей была 35-летняя карьера, у нас будет 45-летняя карьера, а у наших детей будет 55-летняя карьера. Эти длительные карьеры нуждаются в обучении на протяжении всей жизни, обеспечиваемом университетской системой, которая заново изобретает себя, чтобы иметь больше занятых учащихся, чем студентов, обучающихся полный рабочий день.
Covid-19 ускорил структурные изменения в сфере труда, организаций и образования. Современная работа выполнялась из физического офиса, предполагала проживание в том же городе и предусматривала контракт на полный рабочий день. Обязательное рандомизированное контрольное исследование Covid-19 на работе бросает вызов всем трем предположениям для организаций. Разрушение образования в мире, где Google знает все, знание бесполезно, а научиться учиться – ключевой навык. И снова обязательное рандомизированное контрольное исследование, вызванное пандемией, ускорило переосмысление университетов.
Вопросам поколений развития Университетов и системы высшего образования в современный период посвящены труды таких ученых, как В.А.Никитин – «Исторические типы университетов», П.Г.Щедровицкий — «Три поколения университетов, два состоявшихся и одно будущее», Й.Виссема — «Университет третьего поколения, предпринимательский», А.Волков — «Четыре поколения университетов, пятое — в будущем», B. Giesenbauer и G. Muller-Christ — «Четыре фазы развития институтов высшего образования», M.Crow и W.Dabars — «Пять волн эволюции американских Университетов» и В.С.Ефимов — «Четыре поколения университетов в координатах «деятельность – общество – человек» показали концепты существующих Университетов [7].
Нестеров Анатолий Васильевич [8] исследовал национальную систему высшего профессионального образования в России «Проблемы в высшем образовании». Он ответил на вопросы «Что будем строить: университет пятого поколения или Университет 5.0?» и «Станут ли библиотеки гипер-библиотеками о медиатеках тридцать лет спустя». По его мнению, гибкость траекторий, мобильность, модульность для студентов нужны, но они должны быть мотивированы, а не заформализованны так, что все эти опции становятся бюрократическими правилами, которые разрушают саму идею. А также Национальная система высшего профессионального образования должна быть жизнеспособной, развивающейся и адаптивной, т.е. гибкой, открытой и полной. И он чётко сказал, что классических библиотек и университетов с появлением того, что они называют «искусственным интеллектом» аргументировано, что медиа, как среда, базируется на классической библиотечной среде, в которой по-прежнему будут концентрироваться уникальные издания, вне зависимости от их носителей или новейших систем, в том числе смарт систем, используемых в библиотеках.
Отдельный круг работ современных ученых Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. изучили Уровень цифровизации университета в инновационной экономике, а также Основные подходы к классификации факторов конкурентоспособности университетов. По их мнению, к факторам внешнего контура относятся следующие показатели:
– экономическая и социально-демографическая политика государства;
– регулирование системы образования со стороны государственных органов;
– законодательная база, обеспечивающая координацию процесса предоставления основных услуг учреждением высшего образования и т.д.
Самым распространённым признаком классификации факторов конкурентоспособности выступает функциональная и предметная область деятельности вуза, в частности такие факторы как:
– экономические и финансовые;
– материально-технические;
– маркетинговые;
– кадровые и т.д.
Каждая из этих групп содержит в себе совокупность конкретных показателей.
Ряд зарубежных учёных, такие как Элиас Караяннис и Джоанна Моравска в своих научных исследованиях показали, что Концепция «Университет 5.0» и «Образование 5.0» является попыткой решить текущие проблемы цифровой трансформации и «зеленого» перехода, а также стимулировать социальное измерение миссий университетов. По их мнению, Умный университет 5.0, должен понимать и обновлять ситуацию внутри и за пределами своих границ, с широкой перспективой внутриорганизационного и межорганизационного сотрудничества.
Они исследовали потребность разработки Университета 5.0 и для реализации его должны были создать надлежащие структуры и механизмы, поддерживающие разработку и реализацию, использование социальных, цифровых инноваций, а также признание инновационных инициатив ученых и студентов, продвижение инновационной культуры, создание инновационных коворкинг-пространств, распространить (цифровые) социальные инновации на все миссии в рамках учебных программ, краткосрочных курсов, поддержки и развития стартапов, включить DSI (Data Stream Interface (с англ. – «Интерфейс потока данных»)) в программу исследований — как теоретические, так и практические концепции, поддерживать исследования, посвященные решению грандиозных глобальных и локальных проблем, связанных с цифровизацией Университетов Республики.
Вопросы повышения уровня высших образовательных учреждений рассматривается в научных трудах Панфилова Александра Владимировича [11]. В своей статье он исследует роль концепции Университет 5.0 или Модели пост-болонской системы образования. Исследователь выявил недостаточный уровень прогнозирования развития науки. Стремительное развитие технологий, средств производства и научных знаний усугубляет эту проблему. В связи с этим уже сегодня необходимо разрабатывать гибкие образовательные программы, направленные на подготовку специалистов, позволяющие им постоянно формулировать новые знания и предвидеть стратегические методы не только решения конкретных задач, но и профессионального, производственного и социального развития в целом. Автор считает, что от Болонской системы нужно не просто отказаться, а перевоспитать ее в рамках новой реальности, создать новую систему отношений на уровнях образования, трудовой деятельности и системного управления, включая внутреннее резервирование инвестиций в образование и подготовку кадров.
Зарубежные авторы Катерина Миколаевна Краус, Наталия Миколаевна Марченко предлагают в своих трудах категории «Обучение цифровому предпринимательству» и «Университет 5.0», под которым предлагается понимать исследовательское образовательное учреждение (институт). Его деятельность основана на использовании передовых цифровых технологий на этапе подготовки «цифровых специалистов», которым приобретут такие компетенции как гиперинтеллект, сверхзнание, гиперинформация, гиперкоммуникация, профессионалов, которые будут осуществлять развитие индустрии X.0, а именно, высокоразвитые технологии, ускоряющие развитие науки и техники, преследуя при этом цель нового качества жизни и высокого уровня благосостояния общества [12].
В качестве выводов из этого исследования и перспективы в дальнейшем отметим, что основная цель, обучения цифровому предпринимательству в Университете 5.0, раскрываться может только через реализацию ряда вопросов, требующих неотложного, оперативного, развернутого, практического решения, а именно:
– экономические и финансовы
– для чего учить?
– чему учить?
– как учить?
– где учить?
– кто должен учить?
– как финансировать?
– каков конечный результат?
Руководствуясь рядом актуальных к решению вопросов, на которых мы попытались заострить внимание в данной статье, остаемся убежденными, что все же важно провести в будущем исследования, направленные на разработку «дорожной карты» быстрого и эффективного внедрения в образовательный процесс учебного процесса.
Основная цель обучения заключалась в том, чтобы предоставить образование всем на всех уровнях, предоставляя им качественное образование с квалифицированным преподавательским составом и современными классными комнатами. Исследование фактически рекомендовало систему мониторинга и контроля для оценки академической деятельности на основе ориентированной на результат структуры, которая оказалась прочной основой для сильного и устойчивого академического роста на всех уровнях.
Решению вопросов цифровизации высших учебных заведениях Республики Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики посвящен целый комплекс научных исследований и работы отечественных специалистов таких ученых, как А.М. Абдувохидов, А. Абдугафаров, М.К. Абдуллаев, Р.Х. Алимов, Р.Х. Аюпов, Б.А. Бегалов, С.С. Гулямов, Р.А. Дадабаева, И.Е. Жуковская, В.К. Кабулов, А.Т. Кенжабаев, Т.С. Кучкаров, Ш.Г. Одилов, Ш.И. Хашимходжаев, А.Т. Шермухамедов, Т.Ф. Бекмуратов, А.Б. Бобожонов, и др.
Анализ литературных и интернет источников показал, что разработка и внедрение цифровых технологий в образовательный процесс университетов на сегодняшний день является актуальным направлением в области цифровизации во всех мировых пространствах. Кроме того, цифровые платформы эффективно используются в высших учебных заведениях и способствуют повышению качества учебного процесса, самообразованию профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, а также эффективному управлению вузом в целом. В связи с этим, тема настоящей статьи является своевременной и актуальной.
Методы исследования:
В исследовании используются общенаучные методы исследования систематических обзоров и мета-анализов с использованием метода исследований, проведенных за последние 7 лет анализа литературы. Этот процесс использовался путем поиска в базе данных (https://scholar.google.com/) для получения наиболее актуальных научных статей, выбранных из числа развивающихся стран для наблюдения и оценки разрыва внедрения концепции Университета 5.0. Исследование показало, что существует большая необходимость пересмотра текущей ситуации с внедрением системы Университета 5.0 в развивающихся странах. Исследование может быть дополнительно расширено для изучения на основе количественных и качественных методологий в различных областях, с целью наблюдения и оценки некоторых других скрытых проблем, которые влияют на внедрение системы Университета 5.0 в развивающихся странах.
Анализ и результаты:
меняется общество – меняются университеты. Сегодняшнее поколение университетов должно научиться коммерциализировать результаты исследований. Это делает их более влиятельными и заслуживающими доверия на местном и международном уровнях. Преподавание важно, но недостаточно. Теоретические исследования важны, но если они оторваны от реальности, то остаются на теоретическом уровне.
Исследование прошло в процессе поиска соответствующих данных для текущего изучения. Во-первых, исследовательские работы были найдены в рецензируемых журналах. Основная цель состояла в том, чтобы определить объем исследования различных образовательных стандартов, в частности развития Университет 5.0. Во-вторых, критерии были расширены на статьи, опубликованные в области ИКТ, поскольку это исследование было сосредоточено на совместном развитии образования и технологий. Для обеих областей были установлены некоторые ориентиры, чтобы сделать исследовательские данные убедительными и полезными. Для этой цели в качестве базового ориентира рассматривался импакт фактор. Кроме того, показатели Google Scholar, рейтинг категорий социальных наук, классификации образования и технологий. Для этого в процессе поиска использовались важные ключевые слова, такие как «Университет 1.0, 2.0, 3.0, 4.0, 5.0», «Образование 1.0, 2.0, 3.0, 4.0, 5.0, Промышленность 1.0, 2.0, 3.0, 5.0, Компьютеры и образование, ИКТ и образование». В процессе поиска концепции «Университет 5.0» было найдено около 16 исследовательских работ. В развивающихся странах было найдено очень мало исследований, посвященных вопросам этого исследования.
Как и в случае с любой другой новой технологией, существуют потенциальные негативные последствия, такие как проблемы с конфиденциальностью и безопасностью, которые необходимо решать на раннем этапе и смягчать путем развертывания программ активной этики и кибер-безопасности. Просто, чтобы подчеркнуть некоторые проблемы, связанные с квантовой индустрией.
По результатам исследования рассматривая суть концепции Университет 5.0, выявляем области пересечения этой концепции с концепцией устойчивого развития и Индустрии 5.0, выделяем плюсы и минусы перехода на новый этап развития общества с максимальным использованием цифровых технологий, демонстрируем практическое применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий, т.е. Университет 5.0 имеет следующие ключевые области для реализации, чтобы получить максимальные преимущества:
– Целенаправленное обучение, чтобы стать профессионалом.
– Усовершенствованная и смешанная концепция персонализированного обучения.
– Применение творческого мышления для решения задач.
– Развитие культуры обучения, основанной на ценностях.
Результаты исследования показали, что адаптация концепции Университета 5.0 будет очень полезна для повышения качества образования с использованием лучших технологий. Реструктуризация образовательной среды, коренной переворот в академическом процессе, включение передового опыта в образовательном секторе, использование цифровых ресурсов в образовании. Исследования в основном были сосредоточены на стандартах образования в академической среде. Выбор стран, как из развитых, так и из развивающихся стран был основан исключительно на литературе, рассмотренной для настоящего исследования.
А также исследования показали, что реструктуризация общего образовательного процесса требует разработки правил и положений, чтобы сделать образовательную среду более организованной, а процесс обучения и контроля должен быть улучшен. Учебная программа должна быть обновлена. Знания, навыки и творчество должны рассматриваться как один из ключевых аспектов прогрессивного и трудолюбивого образования. Оперативные требования в отношении приватизации образовательного сектора в рамках хорошо управляемой системы управления настоятельно рекомендуются для подготовки уверенных человеческих ресурсов с предоставлением студентам современной технологической базы в академической среде. Использование цифровых ресурсов из онлайн библиотек.
И последнее, но не менее важное этот документ, являющийся по своей сути концептуальным документом, дал основу для определения слабых областей посредством картирования деталей для дальнейшей работы по преодолению разрыва. В исследовании не использовались какие-либо статистические данные, поэтому его можно было расширить для проведения количественного исследования для дальнейшего выявления пробелов и их устранения соответствующим образом на основе анализа статистических данных.
Ожидаемые результаты:
- Сокращение времени оказания сопутствующих услуг.
- Переход на цифровой способ оказания образовательных услуг по ряду направлений обучения.
- Сокращение издержек и обновление материально-технических условий реализации основных видов деятельности университета.
- Обеспечение трансфера знаний путем создания единой среды.
Содействие трудоустройству и повышение мотивации обучающихся.
По мнению автора, проект Университет 5.0 должен поддерживаться государством и вышеуказанными органами и поддерживаться на уровне исследовательских центров. Как показано на рисунке 2 они должны лично руководить реализацией мероприятий, направленных на достижение требуемых результатов, и согласовать планы действий.
Роль государства в организации и развитии системы образования Университет 5.0 необходима (рис. 2) для развития исследований, образования, разработок, инноваций, технологий и территорий.
Ее реализация приведет к увеличению вклада образовательных организаций высшего образования в достижение национальных целей страны, в том числе создаст условия для раскрытия талантов, повысит доступность качественного высшего образования и обеспечит сбалансированное пространственное развитие.
Принципы государственной политики в области образования:
– гуманистический характер образования;
– единство культурного и образовательного пространства;
– общедоступность образования;
– тактичный характер образования;
– свобода и универсальность в образовании и самостоятельность образовательных учреждений.
Научная новизна: Целью данного исследования является анализ уровня цифровизации университетов Республики Узбекистан как одного из основных факторов конкурентоспособности учреждений высшего образования.
Научная новизна заключается в попытке систематизации теоретических подходов для концептуализации понятия «Университет 5.0», в ходе которой обозначилась проблема отсутствия целостного подхода. Исследование состоит в разработке новой модели университета 5.0 на основе целостного концепта нормативной модели цифрового университета для последующего анализа деятельности вузов, а также проектирование и исследование цифровых систем, анализ влияния времени на стабильность цифровых технологий.
Это исследование в основном сосредоточено на внедрении Университета 5.0 в образовательный процесс высших учебных заведений в Республике Узбекистан. Было важно найти наиболее подходящий метод выбора стран для исследований. Для этой цели принят процесс систематического анализа с использованием предпочтительных элементов отчетности для систематических обзоров и метаанализов.
Выводы и предложения: для внедрения программы «Университет 5.0» развитые страны достаточно финансируют развитие сектора высшего образования для потребностей и требований рынка. По их мнению, это основа будущей перспективы страны с точки зрения экономического и промышленного роста. Большинство современных мировых академических учреждений находятся в топ-листе, что свидетельствует о том, что они используют лучшие технологии для предоставления инновационного образования. К сожалению, университеты сами создают инновационные технологии, но отстают в том, чтобы эксплуатировать их у себя.
Новое поколение будущего, новые правила, новый ресурс. Университет 5.0 предлагает миру новости, исследования, аналитические материалы и комментарии, специально предназначенные для появления и влияния онлайн образования в высшем образовании.
Университет 5.0 должен внедрять инновации, предлагая:
– Гибкость доставки — несколько классов, включая онлайн, на месте, на рабочем месте и в кампусе.
– Модульность квалификаций — множественные переходы между сертификатами, дипломами и степенью с разной продолжительностью.
– Сигнальное значение работодателя — оно должно сигнализировать о конкретных навыках.
– Критерии приема, оценки и более высокое соотношение цены и качества для среднего студента, надбавка к заработной плате компенсирует альтернативные издержки и понесенные капитальные затраты.
На мой взгляд, для того чтобы перейти на образовательный процесс Университет 5.0, необходимо:
– университетам получить немедленную и автоматическую лицензию на онлайн обучение;
– Узбекистан должен ускорить цифровизацию между бедными, сельскими районами и сообществами;
– сектор высшего образования должен получать непрерывную поддержку со стороны государства;
– создать онлайн цифровую библиотечную систему, чтобы помочь как учащимся, так и учителям получить помощь в соответствии со стандартами обучения международного уровня;
– уделять внимание строительству учебных корпусов, оснащенных современными техническими средствами в помещениях для обеспечивания наилучшей академической среды для учащихся, преподавателей и руководства;
– создать в университетах исследовательские центры для поддержки и выплачивания исследователям финансового вознаграждения для их дальнейших работ;
– поощрение правительством участия частного сектора в создании учебных заведений параллельно с государственным сектором для здорового и конкурентоспособного развития и доступа систем образования.
Также для ускорения общественной цифровой трансформации университетов предлагается помочь сообществу получить все необходимые инструменты для самостоятельного обучения, значительно расширить круг лиц, имеющих доступ ко всем образовательным ресурсам без ограничения возраста, снизить стоимость обучения за счет широкой доступности образовательных ресурсов, создать оригинальные программы обучения путем объединения модульных курсов, предлагаемых учебными заведениями, повысить уровень образовательного потенциала общества и качество образования, удовлетворить потребности страны в хорошо подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих, повысить социальную и профессиональную мобильность, предпринимательскую и общественную активность населения, его перспективы и уверенность в себе, защищать и развивать знания, человеческий и материальный потенциал, накопленные национальной системой образования.
Актуальность изучаемого вопроса подчеркивается значимостью происходящих тенденций, вытекающих из мировых проблем, движущих сил выравнивания внедрения и популяризации цифровых технологий, а также необходимости преобразования университетов в цифровой университет пятого поколения.
Заключение: будущие мировые сферы выходят на новый и новаторский глобальный рынок, где бизнес и экономика основаны на промышленной платформе для бизнеса, основанного на знаниях. Эта платформа предположительно управляется квалифицированным набором знаний с использованием интеллектуального интеллекта для конкуренции на мировом рынке и устранения неопределенностей, связанных с этим процессом. Университет 5.0 помогает выпускникам получить самые важные и долговременные знания, основанные на навыках обучения и практическом опыте обучения на конкурентном рынке. Мы должны проводить больше научных исследований, чтобы наблюдать и оценивать текущую ситуацию на всех уровнях, чтобы предлагать различные новые идеи, основанные на результатах исследований, основанных на фактических данных. Кроме того, университеты могут выполнять самые разные функции, они также должны иметь четкую стратегию, отличающую их от конкурента. Нахождение баланса в этих задачах — это ключ ко всему.
Человечество должно смотреть в будущее – создавать образ университета будущего и преобразовывать себя.
Список литературы:
- (lex.uz\ ПФ-6079., 2020 г.). Указ президента Республики Узбекистан от 05.10.2020 г. ПФ-6079. О мерах по утверждению стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и ее эффективной реализации.
- (lex.uz.ПФ-60., 2022). Указ президента Республики Узбекистан ПФ-60 от 28.01.2022 г. О стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.
- (lex.uz\ ПКМ-297, 2022 г). Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 297 от 01.06.2022 г. О мерах по созданию цифрового университета «IT-PARK UNIVERSITY».
- (ПКМ-48, 2019). Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан, от 18.01.2019 г. № 48 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан об утверждении концепции внедрения технологий «умный город» в Республике Узбекистан.
- К. Шон. Картон. Университет 5.0. БОЛЬШИЕ ИДЕИ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. https://idfive.com/agency/insights/university-5-0. 6 апреля 2017 г.
- Маниш Сабхарвал и Шантану Руж. Создание «Университета 5.0» после потери знаний из-за Covid. https://www.bqprime.com/opinion/creating-university-50-after-the-covid-learning-loss. 14 июля 2021 г. c 3-11.
- В.С.Ефимов, А.В.Лаптева. «ППФ как прототип Университета 4.0». Центр стратегических исследований и разработок, Сибирский федеральный университет, Красноярск. XXIX ВсеРоссийская научно-практическая конференция «практики развития: порождение, становление и удержание субъектности в образовании». 21-23 апреля 2022. c 9-14.
- Нестеров А.В. профессор, доктор юридических наук. Электронный препринт www.nesterov.su. https://nesterov.su/category/higher-school-problems/. 13 июня, 2022 г.
- Изотова А. Г, Гаврилюк Е.С. Уровень цифровизации университета как один из ключевых факторов конкурентоспособности российских вузов в инновационной экономике. Национальный исследовательский университет ИТМО, Россия, Санкт-Петербург. Вопросы инновационной экономики № 1, 2023 (Январь–март). doi: 10.18334/vinec.13.1.117094. с 424-426.
- Элиас Караяннис. Университет Джорджа Вашингтона Джоанна Моравска. Университет Адама Мицкевича/ Университет и образование 5.0 для новых тенденций, политики и практики в концепции Индустрии 5.0 и общества 5.0/ Март 2023/ В кн.: Индустрия 5.0 (стр.11-25) DOI:10.1007/978-3-031-26232-6_1.c11-25 file:///C:/Users/HP/Downloads/Industry5.0%20 (1).pdf
- Панфилов Александр Владимирович. К вопросу о необходимости трансформации образовательного процесса в области архитектуры ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8602-6399. Мир науки. Педагогика и психология. 2023, Том 11, № 2. ISSN 2658-6282. https://mir-nauki.com. с 1-10.
- Навыки и компетенции, полученные в результате учебного курса “Цифровое предпринимательство” в университете 5.0. Краус, Катерина Миколаївна and Краус, Наталія Миколаївна and Марченко, О.В. (2021) Skills and competencies produced by the training course “Digital entrepreneurship” at the University 5.0 Держава та регионы (1(118)). c 6-11. ISSN 1814-1161.
Официальный URL: http://www.econom.stateandregions.zp.ua/journal/20